ГНУ "ОИЭЯИ-Сосны" НАН Беларуси | Лаборатория оборудования ядерных энергетических установок и ресурсосберегающих технологий # 10

ГНУ "ОИЭЯИ-Сосны" НАН Беларуси

Лаборатория оборудования ядерных энергетических установок и ресурсосберегающих технологий # 10

История лаборатории начиналась в 60-е годы 20-го века из целевых лабораторий и подразделений Института ядерной энергетики АН БССР, которые проводили исследования в области ядерного материаловедения. Лаборатория создавалась для исследования сталей и сплавов, применяемых в ядерной энергетике, в частности для изучения влияния радиационного и радиационно-термического воздействия высоких уровней активности на физико-химические, механические свойства материалов.

В настоящее время коллектив включает 16 сотрудников, из них 1 доктор наук, 3 кандидата наук, которые выполняют широкий спектр научных исследований в различных направлениях. Материальная база включает: стенд «Эталон», стенда ТДУ-1, лабораторию исследования конструкционных материалов, производственный участок, лабораторию исследования хладогентов.

Основные направления деятельности:

ПОВЕРКА И КАЛИБРОВКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ МАССОВОГО И ОБЪЕМНОГО РАСХОДА ЖИДКОСТИ

РАЗРАБОТКА, ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ЭЛЕКТРОЛИТНО-ПЛАЗМЕННОЙ ПОЛИРОВКЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ЭЛЕКТРОПРОВОДЯЩИХ МАТЕРИАЛОВ

РАЗРАБОТКА И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Контактная информация:

Заведующий лабораторией:

кандидат технических наук НАГУЛА Петр Константинович

e-mail: lab_10@sosny.bas-net.by

тел.: +375 (17) 3911856; +375 (29) 7793121

факс: +375 (17) 3911866; +375 (17) 3911335

Контакты для поверки и калибровки:

Науч. сотр. Рыбчак Светлана Владимировна
тел.: +375 (17) 3911484; +375 (29) 7547161

Науч. сотр. Козел Марина Николаевна
тел.: +375 (17) 3911856; +375 (29) 7922702

Контакты для электролитно-плазменной полировки:

Науч. сотр. Третинников Денис Леонидович
тел.: +375 (17) 3911866; +375 (29) 1919666; +375 (29) 8691083

Основные направления научных исследований:

  • проведение экспериментальных и теоретических исследований по обоснованию рационального и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, обращения с радиоактивными отходами, защиты окружающей среды и внедрения новых веществ и материалов;
  • теплофизика и термомеханика ядерных реакторов и реакторных установок, в том числе – стержневых тепловыделяющих сборок и тепловыделяющих элементов;
  • разработка и изготовление теплообменного оборудования, установок и оборудования по требованиям заказчика;
  • разработка методов расчета новых эффективных теплообменных устройств для нужд промышленности и теплоснабжения;
  • разработка способа диагностики параметров состояния аммиака в условиях работы энергетических (холодильных) установок, использующих аммиак в качестве рабочего тела;
  • исследования коррозии конструкционных материалов атомных электростанций, в том числе под воздействием облучения;
  • разработка и освоение технологии полирования изделий из электропроводных материалов сложной формы при помощи электролитно-плазменной обработки металлов и сплавов.

Сотрудники лаборатории участвуют в научном сопровождении строительства атомной электростанции, в качестве экспертов по технической экспертизе проектов строительства Белорусской АЭС. В сферу компетенции коллектива входят такие вопросы как:

  • система обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла АЭС;
  • теплогидравлические расчеты ядерного реактора и реакторной установки;
  • теплогидравлические задачи детерминистического анализа безопасности;
  • прочностные расчеты основного, вспомогательного оборудования и трубопроводов АЭС;
  • оценка работы системы охлаждения энергетического блока АЭС на основе испарительной градирни;
  • исследование конструкционных материалов 1-го контура;
  • исследование безопасности зданий и сооружений ядерного острова;
  • оценка безопасности применения вспомогательного оборудования 1-го контура и другие.

Проводятся исследования и компьютерное моделирование теплофизических процессов в реакторных установках и их конструкционных элементах: активных зонах и отдельных ТВС. Разработано семейство субканальных компьютерных программ (расчетных кодов), позволяющих моделировать во всем диапазоне режимов (включая аварийные) работы, процессы гидравлики и теплообмена в стержневых ТВС водоохлаждаемых энергетических реакторов. Разработанные программные средства проходят верификацию. Также разработана компьютерная программа, позволяющая моделировать распределение потока теплоносителя по ТВС активной зоны. Осуществляется верификация приобретенных теплогидравлических системных реалистических кодов и теплогидравлического контейнментного кода. Все эти исследования выполняются с целью подготовки данных программных средств к решению задач детерминистического анализа безопасности РУ с ВВЭР.

Проводятся исследования электродинамических процессов в слабых растворах электролита с неоднородными граничными условиями при электролитно-плазменной обработке деталей и узлов энергетических ядерных установок со сложной конфигурацией поверхности. Результаты исследований будут использованы для дезактивации съемного оборудования 1-го контура Белорусской АЭС.

Проведен анализ существующих систем охлаждения, предложена и разработана методика расчета системы охлаждения крупного энергетического блока АЭС на основе сухой градирни.

Для нужд промышленности и теплоснабжения разрабатываются методы расчета новых эффективных компактных теплообменных устройств, также на базе лаборатории налажено их производство и ремонт.

Стенд «Эталон» создан в 1999-2003 годах и введен в эксплуатацию приказом Госстандарта от 16.08.2005 № 133   и предназначен для воспроизведения и  передачи единиц массового и объемного расхода воды.

С использованием стенда «Эталон» исследуются метрологические характеристики средств измерений, проводятся калибровка и периодическая государственная поверка расходомеров и ротаметров различной модификации: массовые, электромагнитные, вихревые, ультразвуковые: диапазон расхода от 0,06 до 285 т/ч (м3/ч), Ду от 6 до 200 мм; поверяются ротаметры: диапазон расхода от 0,01 до 20 м3/ч, Ду от 10 до 65 мм. Работы ведутся на условиях хозяйственного расчета со многими субъектами Республики Беларусь. Среди них: ОАО «Нафтан», ОАО «Мозырский НПЗ», РУП «Беларуснефть», ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Минск Кристалл», ОАО «Криница» и т. д. Годовой объем реализации услуг в 2014 году составил около 1 млрд белорусских рублей. Кроме того, параллельно на установке ведутся научные исследования в области гидродинамики и метрологии.

Проводятся теоретические и экспериментальные исследования новых озонобезопасных смесевых хладагентов по постепенному выводу из обращения гидрохлорфторуглеводородов.

В лаборатории разрабатываются и изготавливаются установки для диспергирования высоковязких многокомпонентных сред. Например, в качестве компонентов могут применяться: растительные масла, шоколад, орехи, какао порошок и другие; торф и сапропели; нефтепродукты, в том числе битумных и топливных смесей.

Все результаты исследований лаборатории успешно используются в деятельности различных предприятий промышленного сектора республики.

Joint Institute for Power and Nuclear Research – Sosny | Laboratory of equipment for nuclear power plants and resource-saving technologies # 10;

Joint Institute for Power and Nuclear Research – Sosny

Enter

Laboratory of equipment for nuclear power plants and resource-saving technologies # 10;

Head of Laboratory:

Petr NAGULA, Ph.D. of Engineering Sciences

E-mail: lab_10@sosny.bas-net.by

Tel .: +375 (17) 377-18-56

Fax: +375 (17) 374-18-66; +375 (17) 374-83-35

History:

The history of the laboratory began in the 60s of the 20th century from the target laboratories and units of the Institute of Nuclear Energy of the Academy of Sciences of the BSSR, which conducted research in the field of nuclear materials science. The laboratory was created to study the steels and alloys used in nuclear energy, in particular to study the effect of radiation and radiation-thermal effects of high activity levels on the physicochemical and mechanical properties of materials.

Currently, the team includes 16 employees, including 1 doctor of sciences, 3 candidates of science, who perform a wide range of scientific research in various areas. The material base includes: the Etalon stand, the TDU-1 stand, the laboratory for the study of structural materials, the production site, the laboratory for the study of refrigerants.

The main activities:

VERIFICATION AND CALIBRATION OF MEANS OF MEASUREMENTS OF MASS AND VOLUME FLOW

DEVELOPMENT, MANUFACTURE AND PERFORMANCE OF WORKS ON ELECTROLYTE-PLASMA POLISHING OF PRODUCTS FROM ELECTRICALLY CONDUCTING MATERIALS

DEVELOPMENT AND MANUFACTURING OF EQUIPMENT FOR VARIOUS INDUSTRIES OF THE PEOPLE’S ECONOMY AND RESEARCH

Contacts for verification and calibration:

Scientific al. Rybchak Svetlana Vladimirovna
tel .: +375 (17) 323-84-84; +375 (29) 7547161

Scientific al. Goat Marina Nikolaevna
tel .: +375 (17) 377-18-56; +375 (29) 792-27-02

Contacts for electrolytic plasma polishing:

Scientific al. Tretinnikov Denis Leonidovich
tel .: +375 (17) 374-18-66; +375 (29) 191-96-66; +375 (29) 869-10-83

The main directions of scientific research:

  • conducting experimental and theoretical studies to justify the rational and efficient use of fuel and energy resources, radioactive waste management, environmental protection and the introduction of new substances and materials;
  • thermophysics and thermomechanics of nuclear reactors and reactor facilities, including rod fuel assemblies and fuel elements;
  • development and manufacture of heat exchange equipment, installations and equipment according to customer requirements;
  • development of methods for calculating new efficient heat exchange devices for the needs of industry and heat supply;
  • development of a method for diagnosing the parameters of the state of ammonia in the conditions of operation of power (refrigeration) plants using ammonia as a working fluid;
  • corrosion studies of structural materials of nuclear power plants, including under the influence of radiation;
  • development and development of a technology for polishing products from complex conductive materials using electrolytic-plasma processing of metals and alloys.

Laboratory staff are involved in the scientific support of the construction of a nuclear power plant, as experts in the technical expertise of construction projects of the Belarusian NPP. The competence of the team includes such questions as:

  • quality assurance system at all stages of the NPP life cycle;
  • thermohydraulic calculations of a nuclear reactor and reactor installation;
  • thermohydraulic tasks of deterministic safety analysis;
  • strength calculations of the main, auxiliary equipment and pipelines of nuclear power plants;
  • assessment of the operation of the cooling system of the nuclear power unit based on the evaporative cooling tower;
  • study of structural materials of the 1st circuit;
  • safety study of buildings and structures of a nuclear island;
  • safety assessment of the use of auxiliary equipment of the 1st circuit and others.

Research and computer simulation of thermophysical processes in reactor plants and their structural elements: core and individual fuel assemblies are being conducted. A family of subchannel computer programs (settlement codes) has been developed that makes it possible to simulate, over the entire range of modes (including emergency), hydraulics and heat transfer processes in rod fuel assemblies of water-cooled power reactors. The developed software is verified. A computer program has also been developed that allows you to simulate the distribution of the coolant flow over the fuel assemblies of the core. Verification of acquired thermo-hydraulic system realistic codes and thermo-hydraulic container code is carried out. All these studies are carried out with the aim of preparing these software tools for solving the problems of deterministic safety analysis of RP with VVER.

Investigations of electrodynamic processes in weak electrolyte solutions with inhomogeneous boundary conditions during electrolyte-plasma processing of parts and components of nuclear power plants with a complex surface configuration are carried out. The research results will be used to decontaminate removable equipment of the 1st circuit of the Belarusian NPP.

An analysis of the existing cooling systems is carried out, a method for calculating the cooling system of a large nuclear power unit based on a dry cooling tower is proposed and developed.

For the needs of industry and heat supply, methods are being developed for calculating new efficient compact heat exchangers, and their production and repair have also been established on the basis of the laboratory.

The Etalon stand was created in 1999-2003 and put into operation by order of the State Standard of 08.16.2005 No. 133 and is designed to reproduce and transfer units of mass and volume flow of water.

Using the Etalon test bench, the metrological characteristics of measuring instruments are studied, calibration and periodic state verification of flowmeters and rotameters of various modifications are carried out: mass, electromagnetic, vortex, ultrasonic: flow range from 0.06 to 285 t/h (m3/h), Du from 6 to 200 mm; rotameters are checked: flow rate range from 0.01 to 20 m3/h, DN from 10 to 65 mm. The work is carried out on a cost accounting basis with many entities of the Republic of Belarus. Among them: Naftan OJSC, Mozyr Oil Refinery OJSC, Belarusneft RUE, Savushkin Product OJSC, Minsk Crystal OJSC, Krinitsa OJSC, etc. The annual volume of services sold in 2014 was about 1 billion Belarusian rubles. In addition, in parallel with the installation, research is being conducted in the field of hydrodynamics and metrology.

Theoretical and experimental studies of new ozone-safe mixed refrigerants are being conducted on the gradual decommissioning of hydrochlorofluorocarbons.

Installations for dispersing highly viscous multicomponent media are developed and manufactured in the laboratory. For example, the following can be used as components: vegetable oils, chocolate, nuts, cocoa powder and others; peat and sapropels; petroleum products, including bitumen and fuel mixtures.

All laboratory research results are successfully used in the activities of various enterprises of the industrial sector of the republic.