ГНУ "ОИЭЯИ-Сосны" НАН Беларуси | Лаборатория радиационных и энерготехнологических исследований # 14

ГНУ "ОИЭЯИ-Сосны" НАН Беларуси

Лаборатория радиационных и энерготехнологических исследований # 14

Создана в 1992 году как лаборатория физико-технологических исследований, затем переименована в лабораторию биоэнергетических ресурсов и технологий с целью оценки и безопасного использования в энергетике ресурсов биотоплива, в том числе загрязненного радионуклидами чернобыльского происхождения. В 2006 году переименована в лабораторию радиационных и энерготехнологических исследований в связи со строительством Белорусской АЭС и расширением задач исследований.

Контактная информация:

Заведующий лабораторией:

кандидат технических наук, доцент СОЛОВЬЕВ Виталий Николаевич

e-mail: solov@sosny.bas-net.by.

тел.: +375 (17) 3911487, моб.: +375 (29) 6497897

факс: +375 (17) 391-13-35,

Основные направления работ

Исследование процессов взаимодействия радионуклидов в твердой и газовой фазах при пиролизе, газификации и сжигании биотоплива и местных видов топлива, загрязненных радионуклидами Чернобыльского выброса.

Исследование механизма формирования радиоактивных дисперсно-аэрозольных включений в сбросных газах при термохимической переработке твердых видов топлива и отходов, загрязненных радионуклидами, а также процессов очистки сбросных газов.

Изучение радиационных характеристик топливосжигающих установок, зольных отходов и эмиссии активности в окружающую среду при использовании на энергетических объектах республики биотоплива и местных видов топлива, загрязненных радионуклидами.

Обоснование технологий обращения с зольными отходами и твердыми горючими радиоактивными отходами АЭС, включая термохимическую переработку, кондиционирование отходов и очистку газов.

Текущие проекты (2011-2015 гг.)

ГПНИ «Атомная энергетика, ядерные и радиационные технологии»:
- изучение радиационных показателей и отработка элементов технологии безопасного сжигания торфа и топливных композиций, загрязненных радионуклидами, в энергетических и теплогенерирующих установках»;

- разработка и обоснование мероприятий для снижения эмиссии радионуклидов с дымовыми газами в окружающую среду при сжигании местных видов топлива, загрязненных радионуклидами, на промышленных и энергетических объектах Республики Беларусь и затрат на обращение с зольными отходами.

Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований:
- теоретическое и экспериментальное исследование снижения эмиссии Сs-137 в атмосферу при сжигании загрязненного радионуклидами твердого топлива путем возбуждения термоаккустических автоколебаний».

ГП «Научное сопровождение развития атомной энергетики в Республике Беларусь на 2009 — 2010 годы и на период до 2020 года». Мероприятие 4 «Адаптирование и усовершенствование технологии обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом». Участие в выполнении этапов 4.1.3, 4.1.4.

Проведение экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии в части размещения ядерных установок (блоков № 1 и № 2 Белорусской АЭС)» — разделы «Вентиляционные системы» и «Электрические системы».

Основные направления работ

Наиболее значимые результаты за последние 5 лет

Технологический регламент (рекомендации по разработке) обращения с радиоактивными зольными отходами при использовании древесного топлива с загрязненных территорий в промышленных котельных и мини-ТЭЦ (разработан лабораториями 14 и 15 совместно с другими министерствами и ведомствами).

Устройство для дозированной подачи сыпучих материалов: пат. 7090 Респ. Беларусь, МПК G01F 13/00 / Л.А. Бида, В.Н.Соловьев, И.Г. Плещанков, Л.И. Хилько; заявл. 12.08.2010 г.; опубл. 28.02.11 г.

Рекомендации по снижению риска образования зольных отходов категории РАО на энергетических объектах ГПО «Белэнерго» при сжигании торфа и древесной щепы, загрязненных радионуклидами. Внедрены на Речицкой ТЭЦ РУП «Гомельэнерго».

Международное сотрудничество — с Объединенным институтом высоких температур РАН (г. Москва) по совместному проекту «Теоретическое и экспериментальное исследование снижения эмиссии Сs-137 в атмосферу при сжигании загрязненного радионуклидами твердого топлива путем возбуждения термоаккустических автоколебаний».

Перспективные работы

Обоснование свойств и состава топливных композиций на основе биотоплива и торфа, загрязненных радионуклидами, с добавками сорбентов для безопасного использования на промышленных и энергетических объектах Республики Беларусь.

Поиск возможности использования зольных отходов от сжигания смесевых композиций, в том числе загрязненных радионуклидами, в народном хозяйстве и разработка предложений по утилизации и (или) безопасному обращению с зольными отходами.

Разработка рекомендаций для повышения безопасности топливосжигающих объектов Беларуси на загрязненных радионуклидами местных видах топлива и снижения затрат на обращение с зольными отходами.

Выполнить предпроектные работы в обоснование технологии и оборудования участка термической переработки и кондиционирования горючих ТРО пункта длительного хранения (захоронения) ПЗРО Белорусской АЭС.

Список важнейших публикаций

1. В. Н. Соловьев, И. Г. Плещанков, Н. Д. Кузьмина, А. С. Левчук. Миграция Cs137 в обмуровку котла на загрязненном радионуклидами древесном топливе // Весцi НАНБ. Серия фiз.-тэх. навук. — 2011 — №3 — С. 79-82.

2. Охрана труда и технико-экономические аспекты обращения с зольными отходами котельных установок на древесном топливе, загрязненном радионуклидами / В. Н. Соловьев, И. Г. Плещанков [и др.] // Вестник Полоцкого гос. ун-та. Серия F. Строительство. Прикладные науки. Инженерные сети и экология — 2011 — №16. — С.111-117.

3. И. Б. Капустина, В. Н. Соловьев, Г. И. Фокина, А. С. Левчук. Иммобилизация радиоактивных отходов низкого и среднего уровня активности // Вес. Нац. акад. навук Беларусi. Сер. фiз.-тэх. навук. — 2012 — №3. — С. 86-92.

4. И. Б. Капустина, В. Н. Соловьев, Г. И. Фокина, А. С. Левчук. Исследование возможности получения магнезиально-минеральной матрицы на основе доломита для иммобилизации радиоактивных отходов // Вес. Нац. акад. навук Беларусi. Сер. фiз.-тэх. навук. — 2012 — №4. — С. 17-23.

5. Вибрационное горение как перспектива утилизации загрязненного радиоцезием древесного топлива / Ю. В. Полежаев, В. Н. Соловьев, И. Г. Плещанков [и др.] // Инженерно-физический журнал — 2013 — Т. 86, № 1.- С. 145-151.

6. Регламентация использования древесного топлива, загрязненного радиоактивными веществами, на крупных энергетических установках / А. А. Михалевич, В. Н. Соловьев [и др.] // Качество, стандартизация, контроль: теория и практика: матер. 11-й междунар. научно-практич. конф., Крым, г. Ялта, 26-29 сентября 2011 г. / АТМ Украiны.- Киев, 2011. — С. 99 — 100.
7. Нормирование использования дровяного сырья с загрязненных радионуклидами территорий в качестве топлива / И. Г. Плещанков, Н. Д. Кузьмина [и др.] // Качество, стандартизация, контроль: теория и практика: матер. 11-й междунар. научно-практич. конф., Крым, г. Ялта, 26-29 сентября 2011 г. / АТМ Украiны. — Киев, 2011. — С. 128 — 129.

8. Экологические аспекты сжигания загрязненного в результате аварий древесного топлива / В.Н. Соловьев, И.Г. Плещанков [и др.] // Надежность и безопасность магистрального трубопроводного транспорта: матер. VII междунар. научно-техн. конф. — Новополоцк: ПГУ, 2011. — С. 237 — 239.

9. В. Н. Соловьев, И. Г. Плещанков. Концентрирование цезия-137 в золе уноса при сжигании местных видов топлива, загрязненных радионуклидами // Ядерные технологии XXI века: сб. докл. III междунар. конф. и респ. науч. семинара «Ядерные и радиационные технологии», г. Минск, 23-26 окт. 2012 г. / ОИЭЯИ — Сосны НАН Беларуси. — Минск, 2012. — С. 91 — 97.

10. Оценка ресурса древесного топлива с загрязненных радионуклидами территорий Гомельской и Могилевской областей Беларуси / В. Н. Соловьев, Л. А. Бида, Н. Д. Кузьмина, А. С. Левчук, И. Г. Плещанков, Г. И. Фокина, Л. Н. Карбанович // Альтернативные источники сырья и топлива: сб. науч. трудов IV междунар. научно-техн. конф., Минск, 28 — 30 мая 2013 г. — Минск, 2014. — Вып.1. — С. 136 — 145.

11. К вопросу эмиссии 137Cs в атмосферу при сжигании загрязненного радионуклидами твердого топлива в условиях статичного слоя и газодинамических пульсаций / В.Н. Соловьев, Л.А. Бида, И.Г. Плещанков, А.С. Левчук, Г.И. Фокина // Ядерные технологии XXI века: сб докл. Междунар. конф — Минск: Право и экономика, 2014 — С. 140-144.
12. Снижение эмиссии 137Cs в атмосферу при сжигании загрязненного радионуклидами твердого топлива в условиях возбуждения термоакустических автоколебаний и газодинамических пульсаций/ Полежаев, Соловьев В. Н., Плещанков И. Г. [и др.]// Инженерно-физический журнал. -, 2015 — Т. 88, № 2. — С.364-370.

Joint Institute for Power and Nuclear Research – Sosny | Laboratory 14 "Radiation and energy technology research"

Joint Institute for Power and Nuclear Research – Sosny

Enter

Laboratory 14 "Radiation and energy technology research"

The laboratory was established in 1992 with the formation based on “Nuclear Energy Institute” BSSR “Institute for Energy Problems,” National Academy of Sciences as a laboratory, “Physics and Technology Studies”, then renamed in laboratory bio-energy resources and technologies to assess and safe use in energy resources biofuels, including contaminated with radionuclides of Chernobyl origin. Renamed in 2006 in the lab, “Radiation and energy technology research,” in connection with the creation of the Belarusian nuclear power plant and the expansion of research tasks.

Contact information

Head of the Laboratory:

Dr. Vitaliy Solovyev

E-mail: solov@sosny.bas-net.by

Tel.: +375 (17) 3911487; mobile: +375 (29) 6497897

Fax: +375 (17) 3911335

Main research fields

Research of radionuclides interaction in solid and gaseous phases during pyrolysis, gasification and burning of biofuel and local types of fuel contaminated by radionuclides of Chernobyl origin.

Investigation of formation mechanism of radioactive dispersion-aerosole inclusions in waste gases while thermochemical processing of solid types of fuel and waste contaminated by radionuclides; investigation of waste gases purification.

Study of radiation characteristics of fuel combustion installations, ash waste and activity release into environment during utilization of biofuel and local types of fuel contaminated by radionuclides at power facilities of the Republic of Belarus.

Justification of ash waste and solid combustible radioactive NPP waste management technologies including thermochemical reprocessing, waste conditioning and gases purification.

Current projects (2011-2015)

State program for scientific research «Power Engineering, Nuclear and Radiation Technologies”
- study of radiation indicators and working out of the elements of technologies for safe burning of peat and fuel compositions contaminated by radionuclides at power and heat generating installations;

- development and justification of procedures on reduction of emission of radionuclides with combustion gases into the environment while burning of local fuels contaminated by radionuclides at industrial and power facilities of the Republic of Belarus and cost reduction on ash waste management.

Belorussian Republican Fund of Basic Research:
- theoretical and experimental research on reduction of Сs-137 emission into the atmosphere during combustion of contaminated solid fuel through exciting of thermoacoistic self-oscillations.
State program “Scientific Support of Power Engineering Development in the Republic of Belarus for 2009-2010 and for the period up to 2020”. Activity # 4. “Adaptation and Enhancement of the Technology of Radioactive Waste and Spent Nuclear Fuel Management”. Participation in fulfilling of the stages 4.1.3, 4.1.4.

Expert examination of the documents justifying nuclear and radiation security in the course of carrying out of activities in the field of power energy use at the site of nuclear facilities placement (units # 1 and # 2 of Belorussian NPP)  sections “Ventilation Systems” and “Electric Systems”.

TThe most significant results over the last 5 years

Technological regulations (recommendations for elaboration) for radioactive ash waste management during application of wood fuel from contaminated territories at industrial heating boiler houses and mini thermal power plants (were elaborated by the laboratories 14 and 15 together with other executive administrations and institutions).

Device for metered flow of bulk materials: patent 7090 Republic of Belarus International Patent Classification G01F 13/00/ L.Bida, V.Solovyev, I. Pleshchankov, L. Khilko; applied 12.08.2010; published 28.02.2011.

Guidelines for risk reduction of radioactive ash waste formation at power facilities of the State Production Association “Belenergo” while burning of peat and wood chips contaminated by radionuclides. They are being applied at the Rechytsa Thermal Power Plant of the Republican Unitary Enterprise “Gomelenergo”.

International cooperation – with the Joint Institute for High Temperatures of Russian Academy of Sciences (Moscow) on the joint project “Theoretical and Experimental Research on Reduction of Сs-137 Emission into the Atmosphere During Combustion of Contaminated Solid Fuel Through Exciting of Thermoacoistic Self-oscillations”.

Future work

Justification of properties and compound of fuel compositions based on biofuel and peat contaminated by radionuclides with sorbents for safe utilization at the industrial and power facilities of the Republic of Belarus.

Search of possibilities to use ash waste after combustion of mixed compositions including those contaminated by radionuclides in the national economy; working out of proposals on ash waste recycling and (or) safe handling.

Development of guidelines for safety enhancement of fuel combustion facilities in Belarus which work on local fuel contaminated by radionuclides and for cost reduction of ash waste handling.

Fulfillment of pre-project work on justifying of technologies and equipment of a sector for thermal processing and conditioning of combustible solid radioactive waste of the long-term storage (disposal) at the Belorussian NPP’s radioactive waste disposal facility.


List of more significant publications

1. V. Solovyev, I. Pleshchankov, N. Kuzmina, A. Levchuk. Migration of Cs137 in a setting of a boiler working on wood fuel contaminated by radionuclides // News (Vesti) of NASB. Series of Physical-Technical Sciences. – 2011. – № 3 – P. 79 – 82.

2. Labour protection, technical and economic aspects of ash waste treatment at boiler installations working on wood fuel contaminated by radionuclides / V. Solovyev, I. Pleshchankov [and other] // Herald of Polotsk State University. Series F. Construction. Applied Sciences. Engineering Networks and Ecology. – 2011. – № 16. – P.111 – 117.

3. I. Kapustina, V. Solovyev, G. Fokina, A. Levchuk. Immobilization of low-active and medium-active radioactive waste // News (Vesti) of NASB. Series of Physical-Technical Sciences. – 2012. – № 3. – P. 86 – 92.

4. I. Kapustina, V. Solovyev, G. Fokina, A. Levchuk. Study of possibilities of magnesium mineral matrix obtaining on the base of dolomite for radioactive waste immobilization // News (Vesti) of NASB. Series of Physical-Technical Sciences. – 2012. – № 4. – P. 17 – 23.

5. Vibrating combustion as a perspective option of recycling of wood fuel contaminated by radiocaesium / Y. Polezhaev, V. Solovyev, I. Pleshchankov [and other] // Journal of Engineering Physics. – 2013. – V. 86, № 1. – P. 145-151.

6. Regulation of utilization of wood fuel contaminated by radioactive substances at huge power facilities / А. Michalevich, V. Solovyev [and other] // Quality, Standardization, Control: Theory and Practices: Materials of the 11th International Scientific and Practical Conference, Crimea, Yalta, September 26–28, 2011 / АТМ of Ukraine. – Kiev, 2011. – P. 99–100.

7. Rationing of wood raw materials use as a fuel from contaminated areas. / I. Pleshchankov, N. Kuzmina [and other] // Quality, Standardization, Control: Theory and Practices: Materials of the 11th International Scientific and Practical Conference, Crimea, Yalta, September 26-28, 2011 / АТМ of Ukraine. – Kiev, 2011. – P. 128–129.

8. Ecological aspects of combustion of wood fuel contaminated as a result of accidents / V. Solovyev, I. Pleshchankov [and other] // Reliability and Safety of Major Pipeline Transport: Materials of VII International Scientific and Technical Conference. – Novopolotsk: PSU, 2011. – P. 237–239.

9. V. Solovyev, I. Pleshchankov. Concentration of 137Cs in fly ash after combustion of local fuel contaminated by radionuclides // Nuclear Technologies of XXI century: Collection of Reports of III International Conference and Republican Scientific Workshop “Nuclear Radiation Technologies”, Minsk, October 23 – 26, 2012 / JIPNR – Sosny of NASB. – Minsk, 2012. – P. 91–97.

10. Estimation of wood fuel resource from contaminated areas of Gomel and Mogilev regions of Belarus / V. Solovyev, L. Bida, N. Kuzmina, A. Levchuk, I. Pleshchankov, G. Fokina, L. Karbanovich // Alternative Sources of Raw Materials and Fuel: Collection of Scientific Papers of IV International Scientific and Technical Conference, Minsk, May 28–30, 2013. – Minsk, 2014. – Edition 1. – P. 136 – 145.

11. About emission of 137Cs into the atmosphere as a result of contaminated solid fuel combustion under static layer and gas-dynamic pulsations/ V. Solovyev, L. Bida, I. Pleshchankov, A. Levchuk, G. Fokina // Nuclear Technologies of XXI century: Collection of Reports of International Conference. – Minsk: Law and Economics, 2014. – P. 140 – 144.
12. Reducing the emission of 137Cs in the atmosphere from the combustion of solid fuels contaminated with radionuclides in the conditions of excitation of thermoacoustic self-oscillations and pulsations of gas-dynamic / Polezhaev, Solovyov VN, Pleschankov IG [et al.] // Journal of Engineering Physics. -, 2015. – T. 88, № 2. – S.364-370.