ГНУ "ОИЭЯИ-Сосны" НАН Беларуси | Лаборатория радиационно-химических исследований окружающей среды # 05

ГНУ "ОИЭЯИ-Сосны" НАН Беларуси

Лаборатория радиационно-химических исследований окружающей среды # 05

Лаборатория создана в 1986 году членом-корреспондентом НАН Беларуси В.Б.Нестеренко с целью разработки ядерно-физических методов диагностики состояния теплоносителей и активных зон атомных реакторов. Затем исследовательские работы в лаборатории были переориентированы на разработку способов обращения с отходами дезактивации  чернобыльского происхождения и радиоактивными отходами. Заведующими лаборатории были член-корреспондент НАН Беларуси В.Б. Нестеренко, к.т.н. Г.Д. Петухов, к.т.н. А.А. Гвоздев. В настоящее время лабораторию возглавляет д.т.н. М.Л.Жемжуров.

Контактная информация

Заведующий лабораторией

доктор технических наук ЖЕМЖУРОВ Михаил Леонидович

e-mail:jema@sosny.bas-net.by

тел.: +375 (17) 3911467

факс: +375 (17) 3911335

Основные направления научных исследований:

  • разработка методов реабилитации объектов окружающей среды, загрязненных радионуклидами, научных основ природоохранных мероприятий, методологии анализа безопасности приповерхностных пунктов захоронения радиоактивных отходов, стратегии обращения с радиоактивными отходами;
  • исследование закономерностей миграции радиоактивных загрязнителей из локальных и площадных источников;
  • разработка и совершенствование методик по определению содержания радионуклидов в объектах окружающей среды и технологических средах АЭС;
  • разработка ядерно-физических методов диагностики состояния активной зоны ядерного реактора.

Лаборатория аккредитована Белорусским государственным центром аккредитации на техническую компетентность в соответствии с требованиями СТБ ИСО/МЭК 17025-2007 (аттестат аккредитации № BY/112 02.2.0.0464 до 07.05.2015г.) в области измерения удельной активности радионуклидов в пробах воды, почвы, растительности, пищевых продуктов, биообъектов, донных отложений, строительных материалов, древесины,   измерения мощности экспозиционной дозы фотонного излучения и плотности потоков бета-частиц загрязненных поверхностей, измерения объемной активности природного радона в воздухе жилых и производственных помещений. Лаборатория имеет лицензию Департамента по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской МЧС РБ № 0480/0197213 на право осуществления деятельности, связанной с контролем радиоактивного загрязнения.

Основные проекты:

  • разработка ядерно-физических методов диагностики состояния ядерного топлива при перегрузках реактора;
  • разработка прогностических моделей расчета радиационной обстановки на местности при различных аварийных ситуациях с радиоактивными веществами;
  • изучение влияния высокодисперсных частиц на сорбцию и миграционную способность радионуклидов в грунтах;
  • обследование пунктов хранения радиоактивных отходов в местах бывшей дислокации воинских частей  СССР, оценка их безопасности и разработка рекомендаций по обеспечению безопасности и  реабилитации этих объектов;
  • создание установки по очистке жидких радиоактивных отходов на основе центробежной камеры вихревого парогенератора;
  • совершенствование эксплуатационной классификации и системы обращения с  радиоактивными отходами на АЭС;
  • разработка базовых технологий и проектных решений по созданию нового национального пункта захоронения радиоактивных отходов;
  • разработка базовых технологий и проектных решений по реконструкции республиканского пункта захоронения радиоактивных отходов «Экорес».

Важнейшие достижения:

  • разработана концепция экологически приемлемого захоронения радиоактивных отходов чернобыльского происхождения, основные положения которой реализованы в практике организации работ по изоляции этих отходов, при инженерном оборудовании, радиационном контроле и мониторинге 92-х пунктов захоронения отходов дезактивации, выполнено их детальное обследование и предложена классификация, которая в настоящее время является общепринятой;
  • выявлены различия степени подвижности радионуклидов в зависимости от форм выпадения  и условий хранения отходов, получены экспериментальные данные, характеризующие процессы миграции в отходах и защитных барьерах, на созданной системе наблюдения за миграцией радионуклидов из пунктов захоронения изучена динамика миграции радионуклидов из пунктов захоронения в грунтовые воды;
  • развита методология анализа безопасности пунктов захоронения РАО, в частности предложена принципиальная схема учета широкого круга планируемых и аварийных ситуаций в оценках безопасности, созданы и верифицированы по результатам экспериментальных измерений расчетные модели миграции радионуклидов в грунтовые воды (см., например, «Доклады НАН Беларуси, том 47 №5, 2003г., с.115-118; ИФЖ, том76 №6, 2003г., с. 146-150);
  • разработаны способы проведения дезактивационных работ и обращения с отходами дезактивации на загрязненных радионуклидами территориях, на основе обоснованных методических и технологических решений создана соответствующая государственная нормативно-методическая база;
  • выполнен комплекс работ по исследованию состояния и разработке рекомендаций по обеспечению безопасности республиканского пункта захоронения радиоактивных отходов «Экорес» в пос. Сосны г. Минска, на основе которых предложены концепция реконструкции этого объекта, разработаны базовые технологии обращения с РАО и их кондиционирования (включая технологию выгрузки РАО из «старых» хранилищ для их передислокации). Разработана технологическая часть проекта реконструкции этого объекта, которая выполняется в рамках Государственной инвестиционной программы Республики Беларусь;
  • на основе детального радиационно-экологического обследования «военных» пунктов хранения радиоактивных источников в местах бывшей дислокации ракетных установок с ядерными боеголовками разработаны и реализуются рекомендации по обеспечению их безопасности. Используя результаты обследования, было принято решение о ликвидации ПЗРО «Колосово» и «Гомель-30». В настоящее время ПЗРО «Колосово» ликвидирован, ПЗРО  «Гомель-30» в стадии ликвидации.
  • выполнено научное обоснование и предложены проектные решения для дезактивации загрязненных урановой рудой территорий в г. Бресте и захоронения образующихся отходов; по разработанному проекту выполнена очистка загрязненных урановой рудой территорий в г. Бресте и захоронение радиоактивных отходов;
  • разработан концептуальный проект нового республиканского пункта захоронения радиоактивных отходов. На основе анализа нормативной базы, концептуальных решений и проектных решений для АЭС по ПЗРО разработаны основные требования к системе переработки РАО на АЭС. Разработаны принципиальные технологические схемы систем обращения с РАО на АЭС и в СПО, а также единые принципы проектных решений по указанным системам, позволяющие включить работы с РАО на АЭС и СПО в единый технологический процесс с конечной целью – безопасным захоронением РАО в условиях Республики Беларусь. Разработан ряд  технических кодексов установившейся практики в области обращения  с  радиоактивными  отходами.   Совместно с лабораторией 03 разработан проект «Стратегии обращения с радиоактивными отходами в Республике Беларусь».

Полученные результаты являются научной основой для разработки национальной политики в области обращения с РАО, создания государственной нормативно-правовой базы. Они используются МЧС, Минэнерго, Минздравом, Минприроды, проектными организациями.

Направления дальнейших исследований

Планируется разработать методы радиационно-технологического контроля ядерного топлива при перегрузке реактора, основанные на измерении спектров собственного гамма-излучения облученного ядерного топлива. На основе имитационного моделирования будут предложены измерительные системы для определения степени выгорания топлива и контроля герметичности оболочек ТВЭЛов в процессе извлечения (перегрузки) топливных сборок из активной зоны реактора

Планируется при разработке методик радиационного технологического контроля на белорусской АЭС использовать ряд разработанных в лаборатории  способов повышения чувствительности и надежности контроля герметичности оболочек ТВЭЛов (КГО) и локализации дефектных ТВЭЛов в активной зоне.

Международное сотрудничество

Лаборатория участвовала в выполнении ряда международных проектов, в том числе:

  • проект технического сотрудничества МАГАТЭ ТС BYE/4002 «Rehabilitation of the «Ekores» radioactive waste processing and disposal facility»;
  • региональный проект технического сотрудничества МАГАТЭ RER/4/026  «Совершенствование технологий обращения с радиоактивными отходами»;
  • исследовательский проект МАГАТЭ «Применение методологий оценки безопасности для приповерхностного захоронения радиоактивных отходов (B5-BYE-31196);
  • региональный проект технического сотрудничества МАГАТЭ RER/9/067 по методологии оценки безопасности пунктов захоронения радиоактивных отходов;
  • проект TACIS BE/RA/02 «Оказание помощи в области обращения с радиоактивными отходами»;
  • проект МАГАТЭ “Safety Assessment Driven Radioactive Waste Management Solutions” (SADRWMS) RER/9094 (Оценка безопасности при принятии решений в процессе обращения с радиоактивными отходами);
  • проект международной технической помощи МАГАТЭ BYE/3/002 «Уменьшение радиоэкологической угрозы пунктов захоронения радиоактивных отходов в местах бывшей дислокации воинских частей» с объемом финансовой помощи стране на сумму 337 810 долларов США.

Joint Institute for Power and Nuclear Research – Sosny | Laboratory 5 "Radiation and chemical studies of the environment"

Joint Institute for Power and Nuclear Research – Sosny

Enter

Laboratory 5 "Radiation and chemical studies of the environment"

The Laboratory was founded in 1986 by corresponding member of NAS of Belarus V. Nesterenko to develop nuclear-physical methods of diagnostics of the coolant fluids and the cores of nuclear reactors. Then research in the lab has been reoriented to develop methods of decontamination a radioactive waste. Heads of laboratories have been a corresponding member of the NAS of Belarus V. Nesterenko, then Ph.D. G. Petukhov, Ph.D. A. Gvozdev. Currently, the laboratory headed by Dr. M. Zhemzhurov.

Contact information

Head of the Laboratory:

Dr.Sc. Michail ZHEMZHUROV

E-mail: jema@sosny.bas-net.by

Tel.: +375 (17) 3911467

Fax: +375 (17) 3911335

The area of research:

  • development of methods for rehabilitation of the environment contaminated with radioactive wastes, scientific foundations of environmental measures, methodology, safety analysis of near-surface disposal facilities of radioactive waste, strategy for radioactive waste disposal;
  • study patterns of migration of radioactive contaminants from local and area sources;
  • development and improvement of methods to determine the content of radionuclides in the environment
  • development of nuclear-physical methods of diagnostics of the nuclear reactor core.

Laboratory is accredited by the Belarusian State Accreditation center for technical competence in accordance with the requirements of STB ISO / IEC 17025-2007 (accreditation certificate № BY/112 02.2.0.0464 to 07.05.2015) for measuring the specific activity of radionuclides in water samples, soil, vegetation, food, biological objects, sediment, construction materials, wood, measuring the exposure dose of photon radiation and the flux density of beta-particles of contaminated surfaces, measurements of volumetric activity of natural radon in the air of residential and industrial premises. The laboratory is licensed by the Department on problems of the consequences of the Chernobyl accident Ministry of Emergency of Belarus  number 0480/0197213 to carry out activities related to the control of radioactive pollution.

 The projects:

  • development of nuclear-physical methods of diagnostics of the nuclear fuel in case of refueling of the reactor;
  • development of predictive models for calculating the radiation situation on the ground in various emergency situations involving radioactive materials;
  • study the influence of fine particles on the sorption and migration ability of radionuclides in the soil;
  • survey of storage facilities of radioactive wastes in the former Soviet deployment of military units, assess their safety and to develop recommendations to ensure the safety and rehabilitation of these facilities;
  • development of equipment for purifying radioactive wastes, based of the centrifugal vortex chamber of steam generator;
  • improving operational and classification system of radioactive waste at nuclear power plants;
  • development of basic technologies and design solutions to create a new national facility of disposal of radioactive waste;
  • development of basic technologies and design solutions for the reconstruction of the national facility “Ecores” for radioactive waste disposal.

Major achievements:

  • developed the concept of environmentally oriented disposal of radioactive waste of Chernobyl origin, whose main provisions are implemented in practice, the organization works to isolate the waste in engineering equipment, radiation control and monitoring of 92 items landfill decontamination carried out a detailed survey of them and proposed a classification, which is now generally accepted;
  • revealed differences in the mobility of radionuclides, depending on the form and storage conditions, obtained experimental data characterizing the migration of the waste and protective barriers to set up a surveillance system for the migration of radionuclides from the disposal facilities, studied the dynamics of migration of radionuclides from disposal facilities into the groundwater;
  • developed methodology of safety analysis of storages of radioactive wastes disposal, in particular the proposed schematic diagram of a wide range of accounting planned and emergency situations in the safety assessments were developed and validated by the results of experimental measurements of the calculation models of radionuclide migration in groundwater (see, for example, “Reports of the National Academy of Sciences, Volume 47 number 5, 2003., p.115-118; IFJ, tom76 № 6, 2003. with. 146-150);
  • developed methods for radionuclides disposal and decontamination of waste in the contaminated areas, developed relevant state regulatory and methodological framework based on methodological and technological solutions;
  • studied the state and developed security recommendations for national radioactive wastes facility “Ecores” in the village Sosny, Minsk, which are the base for suggested concept of reconstruction of the object, developed the core technologies of RW and air conditioning (including technology of unloading waste from the “old” repositories for their relocation.) The technological part of the reconstruction of the object, which is performed within the Public Investment Programme of the Republic of Belarus; 
  • detailed radoecological survey of the “military” items storage of radioactive sources in the field of the dislocation of the former missile with nuclear warheads has been studied. Recommendations are designed and implemented to ensure their safety. Using the survey results, it was decided to eliminate RWDP “Kolosovo” and “Gomel-30.” Currently RWDP “Kolosovo” are liquidated, RWDP “Gomel-30″ are processed for liquidation; 
  • performed scientific substantiation and proposed design solutions for the decontamination of contaminated with uranium ore areas in the city of Brest and disposal of wastes, according to the developed project to clean up contaminated with uranium ore areas in the city of Brest and disposal of radioactive wastes;
  • developed a conceptual design of a new national facility of radioactive waste disposal. Based on analysis of the regulatory framework, conceptual approaches and design solutions for nuclear power plants on RWDP developed the basic requirements for RW processing system at the plant. The fundamental technological scheme developed systems for radioactive waste management site and in the ACT, as well as the common principles of design decisions on these systems to enable work on nuclear waste management and open source software into a single process with the ultimate goal – the safe disposal of radioactive waste in the Republicof Belarus. A series of technical codes of practice in the field of radioactive waste. In cooperation with laboratory 03 developed a draft “Strategy for Radioactive Waste Management in the Republicof Belarus”.
  • The results are a scientific basis for developing national policies for radioactive waste management, creating a state regulatory framework. They are used by MOE, the Ministry of Energy, Ministry of Health, Ministry of Environment, planning organizations.

Directions for further research:

  • It is planned to develop methods for radiation-technological control of nuclear fuel in process of reloading of the reactor, based on measuring spectrum of characteristic gamma radiation of irradiated nuclear fuel. Measuring system, based on simulation, will be proposed for determining the degree of combustion of fuel and control fuel cladding integrity during recovery (transfer) of fuel assemblies from the reactor core.
  • It is planned to use methods of sensitivity increasing, reliability of control tightness cladding (CLC) and the localization of defective fuel rods in the core, which are developed at laboratory, at Belarusian nuclear power plant.